География История Экономика Образование Культура Личности

Гагарин Ю.А.


Дорога в космос первого космонавта мира прошла и через Саратовскую землю: здесь с 1951 по 1955 год он учился в индустриальном техникуме на мастера по литейному делу; в 1954-1955 годах овладевал летным мастерством в аэроклубе в районе города Энгельса; за год до полета в космос совершенствовал парашютные прыжки в составе первого отряда космонавтов; а 12 апреля 1961 года, возвращаясь из космоса, приземлился на левом берегу Волги недалеко от деревни Смеловка Энгельсского района. Саратовцы гордятся причастностью первого космонавта мира к их земле и бережно хранят о нем память.

После окончания Люберецкого ремесленного училища, где Юра Гагарин получил специальность литейщика-формовщика, в 1951 году он поступил учиться в Саратовский индустриальный техникум на мастера по литейному делу. В заявлении на имя директора Гагарин написал: "Прошу Вас зачислить меня учеником вверенного Вам техникума, так как я желаю повышать свои знания в области литейного производства и принести как можно больше пользы своей Родине. Все требования, предъявленные ко мне, обязуюсь выполнять честно и беспрекословно".

В этих, пусть и официальных строчках - весь Гагарин. Было ему тогда 17 лет. Таким он и остался до конца своей короткой, но яркой жизни.

Учился Юра очень хорошо, не гнался за отличными оценками, просто хотел знать как можно больше. За четыре года обучения он сдал 32 экзамена, по тридцати одному из которых получил оценку "пять" и только по психологии - "четыре". Кстати, после полета в космос Ю.А. Гагарин в соавторстве с В.И. Лебедевым написал книгу "Психология и космос", - исправил оценку по психологии на "пять с плюсом".

По окончании техникума Юрий Гагарин получил диплом с отличием. Ныне этот документ экспонируется в музее Звездного городка.

Учась в техникуме, будущий космонавт номер один активно занимался в предметных кружках (литературном, математическом, физико-техническом, немецкого языка), в спортивных секциях (лыжной, баскетбольной, плавания, пулевой стрельбы), участвовал в общественной жизни техникума (был членом бюро ВЛКСМ, секретарем низового совета ВДСО "Трудовые резервы"), играл в духовом оркестре на трубе, пел в мужском хоре, участвовал в драмкружке.

Где бы Юра ни занимался, он всюду добивался хороших результатов. Уже после окончания второго курса его фотография была помещена на Доске почета "Лучшие люди Саратовского индустриального техникума".

Многие улицы и скверы нашего города хранят зримый след, оставленный Гагариным в пору своей учебы, - это чугунные решетки, отлитые им вместе с учащимися своей группы.

На одном из стендов Народного музея Юрия Гагарина при Саратовском индустриально-педагогическом колледже имени Ю.А. Гагарина помещена фотография: баскетбольная команда техникума. Правофланговый, с мячом в руке - Юрий Гагарин. Капитан! И это с его ростом 162 см.

Кстати, воинского звания капитан у Ю.А. Гагарина не было: 12 апреля 1961 года он сел в кабину космического корабля "Восток" старшим лейтенантом, а приземлился майором. За героический подвиг это звание было присвоено ему вне очереди. И все-таки капитаном он был - спортивным!

"ЦИОЛКОВСКИЙ ПЕРЕВЕРНУЛ МНЕ ВСЮ ДУШУ..."

Физику в техникуме преподавал старейший и заслуженный педагог Н.И. Москвин. Когда он организовал физико-технический кружок, Юра записался в него и на первом же занятии был выбран его председателем.

Н.И. Москвин был ревностным пропагандистом передовой роли русских ученых в мировой науке. Темы для кружковцев он подбирал именно с такой направленностью. Свой первый доклад Юра Гагарин сделал на тему "Русский ученый П.Н. Лебедев и его учение о световом давлении", а второй доклад будущего космонавта был приурочен к 95-летию со дня рождения К.Э. Циолковского (17 сентября 1952 года) и назывался так: "К.Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях". Основоположник русской космонавтики писал: "Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Позже Ю.А. Гагарин в книге "Дорога в космос" напишет: "Меня увлекла его прозорливость, способность видеть будущее с необыкновенной точностью. Он писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивных, - и они уже летали в небе над Саратовом. Он писал о ракетах, - и они уже поднимались ввысь над советской землей. Правда, пока еще в стратосферу". И еще: "Циолковский перевернул мне всю душу... У меня появилась новая болезнь... неудержимая тяга в космос".

"Я ХОЧУ ЛЕТАТЬ!"

В Саратове успешно работал аэроклуб. Он возник в 1933 году и стал готовить летчиков, парашютистов, планеристов. Без отрыва от производства и учебы саратовская молодежь охотно занималась в этой школе мужества, отваги и мастерства. Среди них были и учащиеся старших курсов индустриального техникума. Аэроклуб пользовался доброй славой.

В октябре 1954 года Юра Гагарин вместе с друзьями по группе Виктором Порохней и Женей Стешиным поступили учиться на летчиков в Саратовский аэроклуб. Для них это была пора вдохновения и осуществления мечты. Сложно было учиться одновременно в техникуме и аэроклубе. Но они успешно справлялись с трудностями. Однако в конце декабря 1954 года, согласно учебному плану техникума, их направили на так называемую сплошную практику - производственную и педагогическую. Первую часть практики Гагарин прошел на московском заводе имени Войкова, а вторую - в ленинградском ремесленном училище № 52 (ныне № 24).

Только в конце марта 1955 года Юра Гагарин с друзьями вернулся в Саратов. Пропуск занятий в аэроклубе свыше трех месяцев практически означал невозможность продолжения занятий в нем. Руководство аэроклуба приняло решение: отчислить. Но Юра проявил настойчивость - и добился своего восстановления.

Комиссия по распределению молодых специалистов индустриального техникума дала Гагарину направление на работу мастером по литейному делу в ремесленное училище города Томска. Но он хотел летать!

3 июля 1955 года страна отмечала День Воздушного Флота СССР. Саратовская областная газета "Молодой сталинец" вышла с большой подборкой материалов об аэроклубе. Под крупным заголовком-призывом "Летать выше, дальше, быстрее!" была помещена статья "День на аэродроме". В ней, в частности, было написано: "Сегодня учащийся индустриального техникума Юрий Гагарин совершает первый самостоятельный полет. Юноша немного волнуется. Но движения его четки и уверенны. Перед полетом он тщательно осматривает кабину, проверяет приборы и только после этого выводит свой Як-18 на линию исполнительного старта. Гагарин поднимает правую руку (снимок в кругу), спрашивая разрешения на взлет.

- Взлет разрешаю, - передает по рации руководитель полетов К.Ф. Пучик".

Вдохновленный заметкой, Юра Гагарин идет к директору техникума С.И. Родионову и просит у него разрешения получить свободный диплом и поехать учиться в какое-нибудь военное летное училище.

- Тебя куда направили работать? - спросил директор.

- В Томск.

- Вот ту да и езжай!..

- Сергей Иванович, - перебил его Гагарин, - поймите, я хочу летать!

- Нет, дорогой, отработай три года как молодой специалист, а тогда поступай учиться куда хочешь.

Гагарин знал характер директора - просить дальше было бесполезно. Да и понять Родионова можно: ведь он отвечал за своих молодых специалистов, не прибывших на место назначения. Тогда было так.

Юрий, видимо, по совету старших, пошел в Октябрьский военкомат, где он стоял на воинском учете, и попросил, чтобы его по окончании аэроклуба направили в военное летное училище. К неописуемой радости Гагарина, военкомат удовлетворил его просьбу. Все стало на свои места. С.И. Родионов на личном деле упрямого выпускника техникума написал: "Призван в ряды Советской Армии".

Гагарин упорно шел к своей цели. В то время местная, союзная и зарубежная печать писала о планах завоевания космоса, отдавая пальму первенства в этом деле американцам.

ЗА ГОД ДО ПОЛЕТА В КОСМОС

В конце 1959 года началось формирование первого отряда советских космонавтов. На первых порах новички теоретически вживались в новую роль: слушали лекции по космосу, изучали астрономию. Вскоре начались специальные занятия, и прежде всего - парашютная подготовка. Возникает вопрос: почему именно она, ведь летчики имеют навык парашютных прыжков?

Однако специалисты посчитали эту часть программы очень важной. Во-первых, приземление первого космонавта предполагалось не в кабине корабля, как это делается в настоящее время, а на парашюте. На высоте семи тысяч метров космонавт катапультировался из кабины и приземлялся автономно. Никто не хотел рисковать его жизнью на завершающем, самом опасном этапе космического полета - техника посадки в кабине корабля не была еще надежно отработана. Даже и сейчас она чрезвычайно опасна. Во-вторых, парашютный спорт вырабатывает смелость, хладнокровие, выдержку, - те качества, без которых человеку невозможно совершить космический полет.

Руководителем парашютной подготовки был мастер спорта СССР, неоднократный рекордсмен мира, испытатель первых катапульт полковник Н.К. Никитин. Он должен был научить космонавтов различным способам отделения от парашюта, приводнению, прыжкам в обычной парашютной форме и в скафандре, а также умению определять расстояние до земли, управлять телом в период свободного падения до раскрытия парашюта.

Для выполнения этой программы космонавтам было необходимо за месяц-полтора сделать до сорока и более парашютных прыжков. Нельзя сказать, что космонавты обрадовались, узнав об этом. Известное дело: летчик не любит прыгать с парашютом.

- Будут прыжки с задержкой раскрытия парашюта от десяти до пятидесяти секунд, - пообещал Никитин.

- Это же мастерская норма! - воскликнул кто-то из космонавтов.

- Да, но иначе вы не научитесь скользить в воздухе, делать виражи, управлять парашютом, приземляться на выгодном участке земли, держаться на воде.

13 апреля 1960 года космонавты вылетели из Москвы и приземлились на военном аэродроме, расположенном на окраине города Энгельса Саратовской области. Через год, 12 апреля 1961 года, недалеко от этого места приземлится первый космонавт мира. Случайность или точный расчет специалистов? Некоторые высказывают мысль, что руководство космическим полетом уже заранее определило Гагарина на первый полет и решило провести парашютную подготовку в знакомых ему местах. Действительно, Юрий Алексеевич, будучи курсантом аэроклуба, часто летал здесь. Но об этом потом.

Командир летного полка представил молодым офицерам инструктора наземной парашютной подготовки капитана М.И. Максимова - начальника парашютно-десантной службы. Вначале Михаил Ильич скептически отнесся к молодым летчикам. Он считал, что только прыжок с парашютом дает настоящее ощущение полета. Капитан не знал тогда, для какого полета готовятся эти люди: их представили как будущих инструкторов парашютно-десантной подготовки.

На следующий день начались занятия. М.И. Максимов вспоминал: "В первый день занятий я объяснял им устройство и укладку парашюта. Парашют был новой конструкции, и они еще не знали его устройства. Минут через двадцать ко мне подходит старший лейтенант Гагарин и просит самостоятельно уложить парашют на завтрашний прыжок. Следом за ним подходит еще один - старший лейтенант Леонов: "Разрешите и мне самостоятельно уложить парашют?" Тогда я рассердился: только что объяснил, а они уже все поняли! Позвал укладчика и сказал ему, чтобы он "погонял" этих двух храбрецов, а если не справятся, то завтра отстранить их от прыжков. Через несколько минут укладчик приходит и докладывает, что парашюты офицеры уложили правильно".

После этого случая Максимов изменил отношение к молодым лейтенантам.

У Михаила Ильича был фотоаппарат. Иногда он снимал своих подопечных. Благодаря ему для истории сохранилось пятнадцать фотоснимков парашютной подготовки первого отряда космонавтов. На многих из них - Ю.А. Гагарин. Он внимателен и сосредоточен. Запечатлены моменты его прыжка с тренажера: "Приготовиться!", "Пошел!", приземление.

После полета в космос Ю.А. Гагарин подарил Максимову свою фотографию с надписью: "Максу - "Ноги". Михаил Ильич так расшифровал этот автограф:

- Макс - это краткий вариант моей фамилии. Не Максимов, а Макс, так дружески они называли меня. А "Ноги" - это команда, которую знают все парашютисты. Когда молодой неопытный парашютист идет на приземление и неправильно держит ноги, то ему кричат: "Ноги, ноги!" Вот они и запомнили эту команду.

Бывали и чрезвычайные обстоятельства. Во время прыжков с парашютом у А.А. Леонова произошел случай, который мог привести к его гибели. Алексей Архипович слишком сильно дернул за вытяжное кольцо, его перевернуло на спину, и он повис вниз головой. Леонов понял, что стропы парашюта зацепились за бронеспинку. Он летел к верной гибели, поскольку отцепить за спиной стропы было почти невозможно. Космонавт нечеловеческим усилием разогнул бронеспинку, парашют раскрылся, и он успел благополучно приземлиться.

С каждым днем прыжки усложнялись. Полковник Никитин вывозил будущих космонавтов на Черное море, сбрасывал их в пустыне, учил выживать в неблагоприятных условиях и выходить из аварийных ситуаций.

Выкраивалось у космонавтов и свободное время. Они бывали в городе, гуляли по улицам Энгельса, купались в Волге, ходили в парк на танцы, в кинотеатр, приезжали в Саратов. Юра Гагарин приходил в индустриальный техникум. Преподаватели спрашивали его:

- Юра, чем ты сейчас занимаешься?

- Я - летчик-испытатель, - улыбаясь, уклончиво отвечал Гагарин.

Он не мог тогда говорить правду. В отличие от американцев, не скрывавших своих притязаний на завоевание космического пространства, у нас подготовка человека к полету в космос велась тайно.

За месяц будущие космонавты сделали по сорок и более прыжков с парашютом. 19 мая 1960 года они сдали зачетные прыжки, и им было присвоено звание инструкторов парашютно-десантной подготовки.

Свежеиспеченные "инструкторы" фотографировались на память вместе со своим наставником, а вечером вышел очередной и последний "Боевой листок", который готовил и выпускал А.А. Леонов. В нем - рисунок: перед Никитиным на коленях стоят космонавты и просят у него разрешения хотя бы еще на один прыжок. И подпись: "Невиданное в авиации".

15 мая 1960 года в космос полетел первый "Восток", рассчитанный для полета с человеком на борту.

20 мая космонавты покинули Саратовскую землю и возвратились в Центр подготовки для дальнейшего выполнения программы по штурму космоса.

"В ЗАДАННОМ РАЙОНЕ"

Приземление первого космонавта мира на Саратовской земле не планировалось, его ожидали в районе Казахстана. Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета.

...На полевом стане колхоза "Ленинский путь" Энгельсского района Саратовской области утром шла пересменка: из ночной смены возвращались механизаторы, проводившие весеннюю пахоту и посев яровой пшеницы, другие готовились к работе. Кто-то включил радиоприемник. И вдруг - сообщение ТАСС о первом полете человека в космос!

Механизаторы, как и все люди на земле, стали возбужденно обсуждать это величайшее событие. Разумеется, они и подумать не могли, что через несколько минут будут разговаривать с человеком, только что побывавшем в этом загадочном космосе.

...Примерно в десять часов московского времени Гагарин услышал голос с командного пункта: "Юрий Алексеевич, включаем тормозной двигатель".

Гагарин взглянул на глобус, который был на приборном щитке и вращался как раз над той местностью, где летел корабль, и оторопел: перед ним была Африка. "Не дай Бог приземлиться там", - подумал Гагарин.

Он, конечно, знал, что тормозной путь кабины корабля составляет 8 тысяч километров. Но так организована психика человека, что сначала возникают эмоции, а уж потом начинает действовать разум.

Кабина стремительно врезалась в плотные слои атмосферы. Ее закружило, обшивка стала гореть, по стеклу иллюминатора заструился раскаленный металл. Связь с Землей в этот момент оборвалась.

На высоте 7 тысяч, согласно программе полета, Юрий Алексеевич катапультировался из кабины корабля и на парашюте стал опускаться на Землю. Многие люди до сих пор путают место приземления космонавта и кабины корабля. В официальной печати сообщалось, что Ю.А. Гагарин приземлился "в заданном районе" в кабине корабля "Восток". Это неправда. Юрий Алексеевич автономно приземлился на парашюте.

С большой высоты Гагарин увидел извилистый ручеек Волги, узнал ее, обрадовался, потом с помощью строп парашюта стал скользить по воздуху, уходить от реки, от вероятного приводнения. Вот где пригодилась парашютная подготовка!

"Случилось, как в хорошем романе, - писал потом Юрий Алексеевич. - Мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете". Он узнал Саратов, Энгельс, место, где проходила парашютная подготовка.

...Недалеко от полевого стана стоял один-единственный домик - сторожка лесничего А.А. Тахтарова. Его жена Анна Акимовна с шестилетней внучкой Ритой сажала на огороде картошку. Они и понятия не имели о том, что в космосе находится человек. Рита доставала из ведра картошку, подавала бабушке, а та опускала ее в лунку. Рядом с ними резвился пятнистый теленок. В какой-то момент Рита взглянула на небо и тут же испуганно дернула бабушку за подол.

- Смотри, что-то летит.

Анна Акимовна подняла голову вверх и ... о Господи! Прямо на них на парашюте опускалось какое-то красно-оранжевое чудо. Бабушка испуганно схватила внучку и побежала к дому. Но ноги плохо слушались ее. Рита вырвалась вперед и что-то кричала бабушке. Неожиданно Анна Акимовна за спиной услышала голос:

- Мамаша, куда вы бежите?! Не бойтесь, я свой!

Анна Акимовна оглянулась и увидела человека в странной одежде.

- Не бойтесь, - повторил он. - Я космонавт. Только что с корабля.

"С какого корабля? Тут пароходы не ходят..." - подумала Тахтарова, подозрительно глядя на незнакомца.

- Есть ли у вас какой-нибудь транспорт? - спросил он. - Мне надо срочно сообщить о том, где я нахожусь.

- Ну, если лошадь умеешь запрягать, то пошли, - сказала Анна Акимовна, продолжая думать о незнакомце плохо.

- Лошадь тоже транспорт, - сказал Гагарин. - Пошли.

Во дворе Тахтаровых была лошадь и телега. Нежданный гость тяжело ступал по сырой земле. Вдруг он остановился, увидев бегущих к ним людей...

... На полевом стане продолжался разговор на космическую тему. Нашлись свои "профессора", стали объяснять, что это за техника, которая сумела вывести человека в космос. Кто-то сказал, что было бы интересно послушать самого Гагарина, "что и как", можно ли в космосе жить.

Вскоре передали сообщение ТАСС: "Гагарин пролетает над Африкой, чувствует себя хорошо". Не успели механизаторы прокомментировать это сообщение, как услышали сильный взрыв. Что случилось? На грозу непохоже - кругом ясное небо. Все выскочили из полевой будки, глядят во все стороны - ничего не видно. Тут тракторист Я.М. Лысенко показал рукой на небо:

- Хлопцы, лытыть шось такэ?

Механизаторы увидели в небе два ярких парашюта. На одном висел какой-то предмет в виде котла или шара. Он приземлился недалеко от их села Узморье. На другом парашюте они разглядели человека, похожего на водолаза. Тот опускался почти на их полевой стан, но потом вдруг заскользил в сторону неглубокой балки. Это показалось им странным и подозрительным. У всех на памяти было громкое дело с американским летчиком-шпионом Пауэрсом. Может быть, очередной шпион?! И никому в голову не могла прийти мысль, что первый космонавт мира, о котором только что сообщило радио, - вот он, спускается на их землю.

Нашлось шестеро смельчаков "разобраться" с непрошеным гостем. На всякий случай вооружились - кто монтировками, кто гаечными ключами - и побежали к тому месту, где он приземлился. Вдруг видят: человек идет с Тахтаровой и о чем-то говорит с ней. Побежали смелее. Юрий Алексеевич, заметив их, остановился.

Первым подбежал учетчик тракторной бригады Руденко Иван Кузьмич. Гагарин протянул ему руку и сказал:

- Здравствуйте! Я - космонавт Гагарин. Может, слышали?

- Слышали, - подозрительно оглядывая "шпиона" и не подавая руки, ответил Руденко. - Только вот ведь какое дело: сейчас по радио объявили, что он над Африкой пролетает.

Гагарин улыбнулся:

- Техника какая! Я уже здесь! Только что оттуда, - кивнул он на небо. - Будем знакомы. Гагарин Юрий Алексеевич, - и стал всем пожимать руки.

- Вот это да!..

- Что вы, отец, так волнуетесь? - пожимая руку Казаченко, спросил Юрий Алексеевич.

- Да как же не волноваться? Пятнадцать минут назад мы слушали о вас сообщение, и вдруг мы уже с вами разговариваем.

- При такой технике, батя, все может быть... А вы как сюда попали?

- Да вот сеем...

- Ах, сеете? Это хорошо... Помогите мне выбраться из скафандра. Жарко в нем. Механизаторы дружно взялись за дело.

- Местность у вас хорошая, - сказал Гагарин. - Знакомая. А позвонить от вас можно?

- Нет. Надо в село ехать.

Минуту спустя Юрий Алексеевич увидел военную машину с солдатами. Она юлила по оврагу, разметая грязь. Поравнявшись с космонавтом, остановилась. Из кабины выскочил офицер. Это был майор местного подразделения войсковой части Ахмед Гасиев. Он, как и другие офицеры, был предупрежден о возможности приземления космического объекта в их районе.

- Юрий Алексеевич, здравствуйте! - обнимая Гагарина, радостно сказал Гасиев. - Как вы себя чувствуете?

- Нормально. Травм и ушибов не имею, - ответил Гагарин, довольный встречей с военными. - Товарищ майор, как мне быстро связаться с Москвой? Очень срочно надо.

- Из нашей части, товарищ майор.

- Старший лейтенант, - поправил Гасиева Юрий Алексеевич.

- Уже майор! - радостно сообщил Гасиев. - По радио передали: гражданин Советского Союза майор Гагарин Юрий Алексеевич. Поехали? Здесь недалеко.

- Поехали! - сказал Гагарин. Скафандр уже сняли. Космонавт остался в голубом комбинезоне, без головного убора. "Простыть может", - подумал Гасиев, снял свою фуражку и передал ее Гагарину. Уехали. Механизаторы еще долго не расходились, продолжая обсуждать детали и рассказывать людям, как случайно они стали свидетелями величайшего события мирового масштаба.

...Первым у кабины корабля "Восток" оказался механик колхоза имени Тараса Шевченко (сейчас совхоз имени Ю.А. Гагарина) А.С. Мишанин. Он ехал на мотоцикле с поля домой и увидел на земле огромный металлический шар. Остановился и осторожно подошел к нему. Слышит, внутри что-то гудит и часы тикают. Люк кабины был открыт. Заглянул туда - горит свет, какие-то таблички, много кнопок, рукояток и небольшой глобус. Любопытство перебороло страх. Оглянувшись вокруг и убедившись, что никого нет, Анатолий Семенович залез внутрь кабины и стал опробовать все кнопки управления. Открыл белый шкафчик и увидел много тюбиков. Взял несколько штук, прочитал надписи на них: "Пюре мясное", "Шоколадный соус", "Малиновый соус". Был еще хлеб, похожий на шоколадные конфеты. Попробовал - понравилось. Положил тюбики в карман. Тут стали подходить односельчане. Мишанин и их стал угощать космической пищей. Люди заглядывали внутрь кабины, обдирали фольгу, отрезали куски парашюта.

Вскоре прилетел вертолет с военными. Какой-то майор, увидев Мишанина, вылезавшего из кабины, налетел на него:

- Какого черта лазаешь, где тебе не положено? А если бы взорвался?

- Не взорвался бы, - виновато оправдывался механик. - На фронте пять лет убивали - не убили, а здесь как-нибудь... Между прочим, я там все кнопки правильно поставил.

Майор еще раз чертыхнулся и начал с солдатами ставить ограждение вокруг кабины. Прилетели специалисты, сняли показания приборов, отключили все источники питания, зафиксировали положение рукояток, тумблеров и стали готовить кабину к эвакуации. Работники КГБ занялись изъятием у населения вещей из кабины корабля.

...Вертолет с Юрием Алексеевичем Гагариным опустился на энгельсский военный аэродром. Здесь его ждала огромная масса людей, врачи, специалисты, члены государственной комиссии. Всех интересовало, как чувствует себя космонавт, как выглядит Земля из космоса, какое небо в космосе? Преодолевая усталость, Юрий Алексеевич отвечал на вопросы.

Заместитель главнокомандующего ВВС страны Ф.А. Агальцов распорядился вывезти Ю.А. Гагарина в Куйбышев. Улетая, Гагарин отправил телеграмму в Саратовский аэроклуб с благодарностью "за первые летные крылья".

На другой день на место приземления прибыли С.П. Королев, академик М.В. Келдыш, члены государственной комиссии. Они нашли кабину корабля в хорошем состоянии и решили отправить ее в монтажно-испытательный комплекс, где она была собрана.

"Заданный район" недолго был секретным, но в печати и ныне нет-нет да и появится это выражение - заданный район. Он теперь известен: деревня Смеловка Терновского (ныне Энгельсского) района Саратовской области, в 27 километрах южнее города Энгельса. Географические координаты: 51°16' северной широты и 45°59' восточной долготы.

ГАГАРИНСКОЕ ПОЛЕ

Место, где приземлился первый космонавт мира, люди назвали Гагаринским полем. С первых же дней оно привлекло внимание не только жителей Саратовской области и нашей страны, но и зарубежных гостей.

Сначала на месте приземления Ю.А. Гагарина вкопали столбик с дощечкой, на которой была надпись: "Не трогать. 12.04.61. 10 ч.55 м. Моск. врем.". Через год здесь соорудили небольшой постамент. Ныне на месте приземления возвышается обелиск с космической ракетой и памятником Ю.А. Гагарину.

6 января 1965 года сюда приезжал Ю.А. Гагарин, встречался с людьми, увидевшими завершение его космического полета. На общем собрании колхозников села Узморье его приняли почетным членом колхоза имени Тараса Шевченко и выдали ему трудовую книжку за № 805.

Ежегодно 12 апреля на месте приземления первого космонавта мира проходят различные мероприятия, связанные с авиацией и космонавтикой. Особенно интересными они были в преддверии празднования 200-летия Саратовской губернии.

В июне 1981 года сюда приезжала мать космонавта Анна Тимофеевна Гагарина с сыном Валентином, дочерью Зоей и внучкой Тамарой. Они остались довольны вниманием саратовцев к памяти Ю.А. Гагарина.

В разное время побывали здесь космонавты Г.С. Титов, Г.В. Сарафанов, В.В. Терешкова, К.П. Феоктистов, В.В. Горбатко, В.И. Севастьянов, Н.Н. Рукавишников, В.Д. Зудов, В.В. Коваленок и другие. На Гагаринское поле приезжают туристы. Отсюда начинаются сверхмарафонские легкоатлетические пробеги. Наиболее значительный из них "Гагаринское поле - Звездный городок". 12 апреля 1991 года, в день 30-летия полета Ю.А. Гагарина в космос, американские радиолюбители вели с места приземления первого космонавта репортаж о праздновании этого юбилея на Саратовской земле.

У обелиска посажены деревья: ели, березы, клены, белые акации, а на склоне оврага - аллея вязов. От магистральной дороги к месту приземления Гагарина ведет узкая асфальтированная дорога, окаймленная пирамидальными тополями.

На Саратовской земле многое связано с именем Гагарина: его носят оросительная система и совхоз в селе Узморье; в городе Саратове на Набережной Космонавтов высится памятник первому космонавту мира; при Саратовском индустриально-педагогическом колледже им. Ю.А. Гагарина работает Народный музей Юрия Гагарина.

Использованные материалы:
- Россошанский В. Шаги по земле. - Памятники Отечества: Вольная губерния. - М.: Памятники Отечества, 1998.