География История Экономика Образование Культура Личности

Суранов В.И.


Имя Василия Ивановича Суранова (1765—1818) вошло в историю архитектуры, в историю Саратова.

Василия, Измайловского полка солдатского сына, пятилетним мальчонкой отдали в воспитанники Академии художеств, где он провел 15 лет. Учился прилежно, проявил склонность к рисованию. В 1785 году был выпущен из стен академии художником с аттестатом 1-й степени, шпагой и самым низшим, 14-го класса, чином коллежского регистра. Устроился в контору строений Царского Села (ныне г. Пушкин) “для кодирования разных чертежей, планов и прочих архитектурных дел”. Его включили в “архитектурную команду” известного архитектора периода раннего классицизма Ильи Васильевича Неелова, где Василий исполнял обязанность художника и “получал 150 рублей денег, 3/4 муки”.

Время приезда Василия Ивановича в Саратов неизвестно. Первые саратовские работы относятся к 1802 году, когда он проектирует провиантские магазины, караульню, кирпичные сараи. Исполняет чертежи здания лазарета гарнизонного батальона со службами, делает выкопировку из плана дворового места народного училища и аптеки. Готовит чертежи каменного здания почтовой конторы, под которую незадолго до этого купили большой трехэтажный дом у “господина надворного советника и кавалера Н.В. Есипова, состоящий по Царицынской улице” (ныне улица Чернышевского). Суранов проектирует на усадьбе почтамта новый флигель. И все это за один год!

К началу XIX века большинство русских городов получило новые генеральные планы. Застройку предписывалось вести при помощи “образцовых чертежей планирования кварталов”. Однако на местах эти правила постоянно нарушались. Был издан правительственный указ “О непроизведении нигде строений без плана”. Даже отдельные дома должны были иметь правильные пропорции, строгое, но выразительное оформление, свойственные архитектуре русского классицизма. На места были присланы альбомы с чертежами зданий с “образцовыми фасадами”. Большие общественные здания строили зачастую по индивидуальным проектам или переработав и приспособив к местным условиям “образцовые фасады”.

Первая крупная работа В. И. Суранова в Саратове — проект здания присутственных мест, где должны были разместиться губернские учреждения. До него представил чертежи архитектор Никифор Телятьев, но в Петербурге не утвердили. Такая же участь постигла и два варианта последующего проекта — губернского архитектора X.И. Лоссе. Из-за болезни последний не сумел составить смету к своему третьему проекту, а следовательно, вовремя представить в Петербург, поэтому он утвержден не был. В феврале 1805 года Лоссе скончался.

Губернским архитектором становится В.И. Суранов, к нему же переходит и дальнейшее проектирование здания присутственных мест, которое он сумел сделать не только монументальным, но и парадно-дворцовым. В столице проект одобрили. Его сочли “захаровским”, только привязанным губернским архитектором к местности. Но на самом деле проект был результатом самостоятельного творчества В.И. Суранова.

Осенью 1807 года здание присутственных мест было построено и стало украшением создаваемой на окраине города новой площади. К сожалению, до наших дней здание не дошло в первозданном виде. Январским днем 1848 года при 30-градусном морозе, когда вода в пожарных трубах замерзла, каменные присутственные места сгорели. Здание было отделано вновь, но потеряло портик, а при последующих перестройках еще больше изменило свой облик, но все же сохранило черты высокого классицизма.

На образуемой площади, в ее центре, по случаю избавления Саратова от холеры было решено построить новый собор, над проектированием которого также трудился Василий Иванович Суранов. Однако Высочайше утвержден был план другого великого русского зодчего В.П. Стасова, а Суранов, как саратовский губернский архитектор, руководил постройкой храма вплоть до своей смерти.

Вместе со своим учеником Григорием Васильевичем Петровым В.И. Суранов начинал строительство каменного Спасо-Преображенского мужского монастыря. Монастырь, существовавший более века на правой стороне Глебучева оврага, у Волги, 26 июня 1811 года сгорел дотла. Новые здания монастыря решено было строить далеко за городом, у леса, близ Московской дороги. Проект составлял Луиджи Руска, фасады келий были несколько переработаны петербуржцем Иосифом Шарлеманем 2-м. Внес поправки в проект и Суранов. Сооружение началось летом 1814 года, руководил им Суранов, но за какие-то просчеты в 1816 году был отстранен от дела. Из столицы прибыл каменных дел мастер Дезуве Берри, который и стал наблюдать за работой. В июне 1826 года строительство монастыря закончили.

Суранову пришлось заниматься ремонтом Троицкого собора. Присланные из Петербурга архитектор В.А. Фохт и архитекторский помощник И.Ф. Колодин дали заключение об устранении трещин и устройстве на западном главном фасаде пышного портика с колоннами и более скромных на боковых сторонах собора. Для города такой проект был дорогим. Саратовцы пригласили тамбовского архитектора Н.В. Урюпина. С Сурановым они осмотрели собор и нашли способ поправить стены, что и было сделано. Закончив ремонт Троицкого собора, Суранов приступает к работе над проектом Гостиного двора. В 1815 году проектный чертеж был готов и отправлен на апробацию в Петербург. Только летом 1817 года началось строительство Гостиного двора. Увы, это сурановское произведение не дошло до нас. В начале XX века старый Гостиный двор сломали и на его месте по проекту архитектора А.М. Салько выстроили дом общества купцов и мещан, отданный под управление Рязано-Уральской железной дороги.

Василию Ивановичу Суранову пришлось заниматься и делами будущей Саратовской первой мужской гимназии.

Судьба распорядилась так, что ни новый собор, ни мужской монастырь, ни гимназию, открытие которой состоялось 30 августа 1820 года, Суранов не увидел.

Из частных строений в Саратове Суранов спроектировал особняк советника соляной конторы П.И. Иванова. После его смерти в 1823 году дом приобрел департамент горных и соляных дел для размещения казенной палаты. В 1884 году архитектор М.Н. Грудистов капитально перестроил этот особняк для Государственного банка (здание сохранилось на углу улиц Радищева и Советской).

В Ленинграде в Историческом архиве сохранились чертежи дома Иванова — с флигелями и службами. Известны два рисунка, на которых в перспективе улицы изображено это здание: первый выполнен братьями Веркмейстер в 50-х годах XIX века, второй сделан 30 мая 1867 года аткарским помещиком А.Н. Минхом и называется “Вид Никольской улицы в Саратове”. Планы фасадов и рисунки позволяют воссоздать образ сурановской постройки. Это трехэтажный усадебный дом, выходящий главным фасадом на тогдашнюю Консисторскую (ныне Советскую) улицу. Центр фасада — полуротонда, покоящаяся на дорических колоннах первого этажа, стены первого этажа рустованы. Второй этаж полуротонды украшен балюстрадой. На третьем этаже тройное итальянское окно. Центр фасада с невысоким бельведером на крыше. Дворовый фасад скромнее. В его центре четырехколонный портик с фронтоном, поставленный на аркаду, с рустовкой первого этажа и графичным оформлением окон двух этажей. Гладь стен бокового фасада по Никольской улице (ныне ул. Радищева) оживляют пилястры, карниз-фронтончик центрального и сандрики на кронштейнах других окон.

По композиции дом Иванова напоминает дворец Елагина в Петербурге, построенный в 1780-х годах. На акварели из собрания Эрмитажа этот дом, отличавшийся “своею красотой и великолепием”, показан со стороны Невы. Василий Иванович, работая в Царском Селе, мог общаться с Джакомо Кваренги, видеть его проектные разработки, в частности, задуманного Екатериной II дворца на мызе Ивановской. В фасаде дома Иванова есть “отголоски” проекта Кваренги.

Василий Иванович Суранов был незаурядным мастером. Хочется надеяться, что на единственном сохранившемся в Саратове творении зодчего будет установлена памятная доска с текстом: “Здание присутственных мест. Архитектор В.И. Суранов. 1807 год”. И ниже: “Охраняется государством”. Это нужно нам, это необходимо и нашим детям.

Использованные материалы:
- Максимов Е. "Где циркуль зодчего, палитра и резец..." - Годы и люди. Вып.6. - Саратов: Приволжское издательство "Детская книга", 1992.