|
|||||||||||||
Мельников К.С. Жизнь архитектора К.С. Мельникова похожа на судьбу многих русских гениев: восторженное признание за рубежом и молчаливое равнодушие на родине. Все, что было построено то проектам Константина Степановича Мельникова, вызывало в свое время ожесточенные споры. Одни осуждали, другие восхищались. Его творчество не вписывается в рамки ни одного из многочисленных в 20—30-е годы творческих течений. Им выдвинуто множество совершенно новых композиционных идей, он оказал огромное влияние на развитие современной архитектуры не только в нашей стране, но и во всем мире. Построенный в 1925 году по проекту К.С. Мельникова советский павильон на Международной выставке в Париже принес зодчему всемирную славу. Собственный дом Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве сегодня признан эталоном современного городского жилища. Фотографии этого здания часто появляются на страницах иностранных журналов. Шведский каталог “Величайшие гении русской культуры” поставил имя Мельникова вслед за Пушкиным, Гоголем и Булгаковым. Но на I съезде советских архитекторов, проходившем в 1937 году, К.С. Мельников был обвинен в формализме и подвергся уничтожающей критике. Перед ним закрылись все двери: он был лишен ученого звания профессора в Московском архитектурном институте, а руководимая им мастерская № 7 Моссовета расформирована. Больше по его проектам строить не будут. В последующие годы Константин Степанович много рисовал: заказные портреты, исторические композиции, пейзажи. Не рассчитывая на работу в архитектуре, он в 1948 году подает заявление в Союз художников. Его рекомендует В.И: Бакшеев, А.А. Пластов, А.А. Дейнека. Материальное положение мастера становилось все хуже. Нуждался в ремонте его собственный знаменитый “круглый дом”. В годы войны во время налета на Москву фашистской авиации большая бомба попала в расположенный неподалеку театр имени Вахтангова. Ударной волной дом Мельникова был поврежден, выбиты окна. Мельников решается обратиться в Министерство высшего образования с просьбой восстановить его на преподавательской работе. Москва для него была закрыта. Оставалось выбирать провинцию, и в это время поступило предложение из Саратова. В 1947 году в Саратове был закрыт институт инженеров гражданского строительства, студенты переводились в автодорожный институт, где организовался строительный факультет с кафедрой архитектуры. ...Поезд остановился у перрона саратовского вокзала. Всемирно известного опального архитектора никто официально не встречал. Даже заведующий кафедрой архитектуры автодорожного института, куда был приглашен работать Мельников, не решился приехать на вокзал. Вызывал опасение ярлык: “формалист”. Прислали студента, работавшего на кафедре лаборантом. Встречающий представился: “Рогов Борис”. Мельников улыбнулся, познакомил его со своей женой Анной Гавриловной. Несколько взволнованные необычной обстановкой и незнакомым городом, супруги прошли на привокзальную площадь. Здесь их ожидала машина замдиректора института — трофейный “оппель”. Апрельский день 1949 года был ясный и солнечный. Машина остановилась у студенческого общежития, где Мельниковым отвели комнату на первом этаже. Потом они переедут в 8-ю секцию огромного здания института. Здесь размещались квартиры профессорско-преподавательского состава, и 35-метровая комната станет на два года их родным домом. За окном виднелись склоны Лопатиной горы и крыши домов одноэтажного поселка. Когда К.С. Мельников приехал в Саратов, ему было 59 лет. 11 из них он уже был в разлуке со “своей милой Архитектурой”. В архиве Саратовского политехнического института сохранилось личное дело старшего преподавателя кафедры архитектуры К.С. Мельникова. Из автобиографии: Начальное образование получил в церковноприходской школе при вышеназванной Академии и по окончании ее в 1903 г. 13-ти лет был определен на самостоятельный заработок в техническую контору фирмы “В. Залесский и В. Чаплин”. ...Мои служебные обязанности мальчика были нарушены с первого же дня моего поступления в контору самим владельцем фирмы, известным npoфeccopoM Владимиром Михайловичем Чаплиным. Узнав, что я рисую, и испробовав мои способности, он нанял мне учителя для подготовки меня к конкурсным экзаменам училища живописи, ваяния и зодчества, и в 1905 г. я был зачислен учеником, попав в число 11-ти из 280 участников конкурса. Вместо роли конторского мальчика у меня оказалась замечательная перспектива учиться прекрасному искусству у лучших русских художников Бакшеева, Малютина, Милорадовича, Касаткина, Архипова, Конст. Коровина. В 1910 г. окончил общеобразовательное отделение, с переводом по рисунку в фигурный класс, минуя головной, в 1914 г. — живописное, с получением за классные работы премии им. бр. П. и М. Третьяковых. По настоянию воспитателя я должен был обучиться и архитектуре. В 1917 г. шестилетний курс архитектурного отделения я оканчиваю в три года. Самостоятельная творческая деятельность началась для меня тотчас же после Великой Октябрьской революции. Нами тогда молодыми архитекторами, была организована архитектурная мастерская при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов, которую возглавили академики И.В. Жолтовский и А.В. Щусев... Одновременно я занял должность профессора Высших художественно-технических мастерских, где проводил совместно с проф. И.А. Голосовым свой метод преподавания дисциплин архитектуры. Началом широкой художественной деятельности послужило получение 1-й премии за проект показательных домов для рабочих на Всесоюзном открытом конкурсе, объявленном в 1922 г. Мой проект под девизом “Атом” подвергся жесткой дискуссии, однако был премирован и этим меня выдвинул в персональные ряды архитекторов-новаторов. Моя любовь в архитектуре находить оригинальные решения не только не смущала меня, а приносила мне победу за победой, в особенности на конкурсах острого политического содержания. 1-ю и абсолютную премию я получил за проект саркофага для тела В.И. Ленина и, в непосредственном общении с проф. В.П. Воробьевым и академиком Збарским, бальзамировавшими тело, построил его в Мавзолее на Красной площади. (Саркофаг по проекту К. Мельникова простоял в Мавзолее до его эвакуации в начале Великой Отечественной войны). В 1925 г. мне была присуждена тоже 1-я премия за проект павильона СССР для Международной выставки Декоративного искусства в Париже. Был командирован за границу для постройки павильона. Экспрессия, идейность, красота без роскоши и смелая выдумка павильона молодой Республики Советов были предметом внимания всех слоев Парижа и широко и продолжительно комментировались во всех органах печати. По возвращении из-за границы мною в Москве одновременно строятся 5 рабочих клубов, гаражи, жилые дома и исполняются проекты для зданий театров, дворцов культуры, ЦПКиО, “зеленого города” и других объектов. В 1933 г. я назначаюсь руководителем государственной архитектурно-проектной мастерской Моссовета, а в 3934 г. — штатным профессором Московского архитектурного института. Проникая за пределы нашего Союза, советская культура вызвала интерес также и к советскому искусству и архитектуре. Помимо Парижской выставки, я экспонировал свои произведения на 1-й Международной выставке современной архитектуры в Варшаве в 1926 г., в Нью-Йорке — 1938 г., а в 1933 г. получил вызов и занял персональное место в числе 12-ти других на международной выставке современной архитектуры в Милане. Кроме этого, я принимал участие на Всемирном конкурсе проектов маяка-памятника Христофору Колумбу в Сан-Доминго. В 1937 г. архитектурной общественностью, а также в на 1-м съезде советских архитекторов многие из моих работ были осуждены за формалистическое направление”. Директор института А.А. Прокофьев поручил профессору А.А. Милашечкину, возглавлявшему учебную часть, пригласить на работу новых специалистов-архитекторов. В министерстве рекомендовали К.С. Мельникова, который имел к тому времени несколько приглашений из различных городов. Профессор Милашечкин умел убеждать людей. Согласие от Мельникова было получено. Константин Степанович остановился на Саратове по двум причинам: во-первых — прямая железнодорожная связь с Москвой и, во-вторых, профессор Милашечкин авторитетно заявил, что в ближайшее время автодорожный институт подготовит необходимые материалы и пошлет их в ВАК с ходатайством о восстановлении Мельникову звания профессора. Вернувшись в Саратов, А.А. Милашечкин информировал директора института о достигнутой договоренности. В кругу профессорско-преподавательского состава была проведена соответствующая подготовка для создания благоприятной атмосферы к приезду Мельникова. Одни относились к нему сдержанно, даже с сомнением, подчеркивая негативное отношение к его творчеству, высказанное в советской прессе 30-х годов. Другие восхищались его мастерством, мужеством и считали его архитектором, идущим впереди времени. На следующий день после приезда Мельниковы были приняты директором института. На встрече обсуждались вопросы, вязанные с работой Константина Степановича в институте и с подготовкой и подачей материалов в ВАК о восстановлении ему звания профессора. Отношение руководства института к Мельникову было доброжелательным. Ему поручили вести дипломное проектирование. На кафедре архитектуры преподаватели работали главным образом по совместительству и были в основном не архитекторами, а инженерами-строителями. Все это оказывало влияние на методику преподавания архитектурных дисциплин и архитектурное проектирование в целом. Познакомившись с работой кафедры, Константин Степанович все это, конечно, отметил, но счел уместным, не нарушая заведенного порядка, незаметно влиться в работу. Однако, приступив к занятиям, Мельников стал работать по-своему. Постепенно, тактично он предлагал дипломникам интересные решения, сопровождая их эскизными рисунками. И если опытному проектировщику этого материала было достаточно для работы, то студентам-дипломникам приходилось долго разбираться, чтобы увязать между собой три компонента проекта: план, фасад, разрез. Студентам приходилось трудно, но качество проектов, выполненных под руководством Мельникова, заметно возросло. Он любил повторять: в практической работе инженеру-архитектору придется постоянно заниматься поиском наилучшего решения, рассматривая при этом технологию, конструкцию и эстетику как единое целое — архитектурное произведение. Приближалась защита дипломных проектов. Некоторые преподаватели ожидали, что “мельниковские” проекты будут малореалистичными и далекими от жизни. Но этого не произошло. Проекты, разработанные под руководством Мельникова, отвечали всем требованиям программы, они были хорошо закомпонованы на листах, а их графическое оформление выгодно отличалось от других работ. Защита дипломных проектов прошла успешно. Мельников пришелся по душе молодежи. Его приглашали на выпускные вечера, архитекторы проектных мастерских искали случая с ним познакомиться. Он оказался общительным, быстро сходился с людьми, часто рассказывал о мастерах архитектуры, с которыми ему приходилось работать в Москве и во Франции, где он был очень популярен. В Париже была даже “мода на Мельникова”. Все, кто видел Константина Степановича в то время, отмечают, что он был неразлучен со своей супругой. Даже на занятия они приводили вместе. Два человека, пронесшие через все испытания взаимную любовь и уважение, чинно шли по вузовскому коридору, и студенты с восхищением наблюдали за ними. В аудитории Анна Гавриловна садилась в уголок и не сводила с мужа восторженных глаз. Они любили прогулки. Их ежедневно можно было встретить на улицах в районе института и центра города. Саратовские особняки приводили Мельникова в восхищение, он высоко оценивал их архитектурные достоинства. Новая застройка с классическими формами не производила на него впечатления. Мельников считал: Сейчас мало кто, наверное, помнит, каким был расположенный в здании Крытого рынка универмаг после войны. На втором этаже размещалась эвакуированная из Витебска швейная фабрика. Торговля занимала только часть первого этажа по улице Чапаева. В остальных помещениях первого этажа ютилось больше сотни контор. Отселяли их потом годами. Когда выезжала фабрика, все было изуродовано: окна побиты, полы взломаны, электропроводка из стен и потолка выдернута. Положение усугублялось тем, что все помещения Крытого рынка не отапливались уже много лет. В 1938 году взорвался котел, который располагался в центре рынка под фонтаном. Зимой работали в пальто. Была необходима реконструкция помещений. Работа, за которую взялся Мельников, была небольшой. Предстояло выполнить проект интерьеров двух торговых секций. Б.П. Рогов, помогавший ему, вспоминал: Идея К.С. Мельникова и здесь была проста: поднять пол со стороны продавца на две-три ступени, создать хороший обзор товаров. Он считал прилавок архаизмом — покупатель должен видеть товар, потрогать его. Когда проект осуществили в натуре — всем понравилось: хорошее обозрение товаров, интересная мебель, выполненная по чертежам архитектора. Однако после снижения цен народу в универмаге заметно прибавилось. Кто-то споткнулся, упал: недовольство. И полы вновь сделали в одном уровне. В начале первого семестра собрался ученый совет института: рассматривался вопрос о присвоении К.С. Мельникову звания профессора. За него проголосовали не все, но для кворума голосов хватило. Документы отправили в ВАК. Результаты голосования Константина Степановича расстроили, но затем он успокоился и стал ждать известий из Москвы. На второй год работы в Саратове дел у Мельникова прибавилось, однако он не нарушал установленный распорядок, все успевал делать вовремя. Много рисовал. Принимал приглашения и сам охотно приглашал к себе в гости. Он был очень душевным, очень русским, хлебосольным человеком. Доктор архитектуры А.П. Осятинский, который резко расходился с Мельниковым во взглядах на архитектуру, высоко оценивает его как художника: “Рисовал он блестяще. Рисунки тонкие, с чувством. Бывало, ему уже надо идти на занятия, а он сидит рисует крыши”. Кстати, картина с видами саратовских крыш и сейчас висит над кроватью архитектора в его московском доме. В начале 50-х годов началась кампания по строительству агрогородов. Руководство кафедры архитектуры по согласованию с обкомом партии выбрали для проектирования агрогорода районный центр Вязовку. К.С. Мельников возглавил в проекте раздел общественных зданий. Под его руководством дипломники выполнили несколько интересных проектов Торгового центра, плавательного бассейна... Работа была высоко оценена, но дальнейшего развития не получила. В марте 1950 года горисполком и Союз архитекторов объявили конкурс на реконструкцию одной из центральных площадей Саратова — Кирова (в то время она носила имя Н.Г. Чернышевского). На площади в то время было несколько крупных опорных зданий: Крытый рынок, цирк и недостроенный кинотеатр “Победа”, где в войну размещалась сухарная фабрика. Преобладала малоэтажная старая застройка и зеленые насаждения. Задание было такое: К.С. Мельников детально познакомился с существующей застройкой, с движением транспорта и начал делать эскизы. В своем проекте он предложил выполнить реконструкцию не только площади Кирова, но и прилегающих кварталов: между улицами Чапаева и Рахова, Советской и 20 лет ВЛКСМ. Сама площадь была запроектирована эллипсной формы. К площади примыкали городские магистрали: проспект Кирова и улица Михайловская (ныне Вавилова). При этом хорошо решались транспортные развязки. Два угловых вогнутых по контуру площади здания создавали парадный выезд на Михайловскую улицу. Благоустроенный и озелененный центр площади превращался в сад, по площади равный Липкам, — на другом конце проспекта Кирова. Напротив кинотеатра “Победа” по оси проспекта Кирова предлагалось сооружение триумфальной колонны. Проект Мельникова смелостью решения и графическим оформлением резко выделялся среди других конкурсных работ. Он вызвал наибольший интерес. Кое-кто считал проект Мельникова (из-за формы площади) формалистичным. Жюри присудило ему второе место. Первое место завоевал проект Л.Е. Дорошенко, третье — Д.В. Карпова. Во время обсуждения конкурсных работ К.С. Мельников был в Москве, и его проект представлял помогавший ему Б.П. Рогов. В дальнейшем разрабатывать проект площади Кирова и всего проспекта поручили творческому коллективу архитекторов Саратовского филиала Гражданстроя. Площадь Кирова трактовалась (как и в проекте Мельникова) как площадь-сад. По периметру она застраивалась восьмиэтажными жилыми домами с двенадцатиэтажными башнями. Часть этого проекта осуществлена: вырос восьмиэтажный жилой дом в Мирном переулке, правда, без угловой башни и шпиля на ней. И все-таки площадь застраивается хаотично, без четкой градостроительной идеи. В феврале 1951 года началась кампания по выборам депутатов в районные Советы. От сотрудников и студентов политехнического института кандидатом в депутаты Октябрьского райсовета был выдвинут К.С. Мельников. Выборы прошли успешно. В райисполкоме Константин Степанович входил в секцию, занимавшуюся вопросами строительства и благоустройства города. Приближался срок нового дипломного проектирования. Желающих работать с Мельниковым было немало. Тематика была разнообразной. Мельников предъявлял особые требования к графическому оформлению проектов, требовал деликатного обращения с красками. А если у студентов что-то не получалось, сам брал кисть. Рекомендовал студентам применять для отмывки планшетов метод, разработанный им самим. Защита второго выпуска инженеров с участием К.С. Мельникова прошла успешно, и он был искренне рад этому. В августе 1951 года Мельникова переводят в Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева на ту же должность — старшего преподавателя. Наконец в его личном деле появился такой документ: ...по ходатайству Саратовского автодорожного института им. В.М. Молотова и Московского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева... Постановили: утвердить Мельникова Константина Степановича в ученом звании профессора по кафедре “Архитектурное проектирование”. В кругу друзей он в шутку называл годы, проведенные в Саратове, “ссылкой”. Но зато здесь, на Волге, он обрел душевный комфорт. Начиная с Саратова, как считала его семья, “дела пошли на поправку”. В 1967 году К.С. Мельникову без защиты была присвоена ученая степень доктора архитектуры, а в 1972 году — звание заслуженного архитектора РСФСР. К.С. Мельников скончался в 1979 году. Его архитектурное наследие значительно и оригинально. Саратов сыграл в судьбе одного из крупнейших архитекторов XX века свою положительную роль: здесь началась борьба за его реабилитацию, здесь помогли возвратить ему доброе имя.
|