География История Экономика Образование Культура Личности

Саратовский край (1970-1980 гг.)


Восьмое десятилетие XX века для наших земляков было, пожалуй, самым спокойным: никаких потрясений, революций, войн ни в стране, ни в крае не случилось (в 1979 году началась война в Афганистане, но о ней почти ничего не писали тогда, она шла где-то далеко...). В 1976 году сменилось руководство области — возглавлявший девятнадцать лет Саратовскую областную партийную организацию А.И. Шибаев пошёл в Москву на повышение, вместо него избрали В.К. Гусева, что, впрочем, не повлияло на жизнь простых граждан. В общем-то, жизнь тогда была не тяжкой. Хотя и бурчали люди, что, мол, мяса в магазине не купить, за колбасой приходилось в Москву ездить, однако, несмотря на полупустые полки магазинов, холодильники у граждан не пустовали.

Правда, поднадоели газеты и электронная пресса со своими призывами работать ещё лучше, прожужжали все уши своеобразным счётом годов пятилетки: "третий год — решающий, четвёртый — определяющий, а пятый — завершающий..." Впрочем, ничего те года не решали и не определяли. Решали и определяли, как нам жить, где-то в московских кабинетах, нам же оставалось работать.

И мы работали. И — неплохо работали, 1970-е годы можно назвать годами свершений. Если в новостях сообщали о каком-либо заводе, то только о том, что пущен ещё один цех, освоен выпуск новой продукции. Вот лишь малая толика из той хроники, берём только факты, когда наши земляки смогли подняться до мирового уровня.

В цехе Саратовского авиационного завода
29 октября 1971 года в Японии, в международном аэропорту города Нагоя, открылась Международная авиационная выставка, на ней экспонировался самолет Як-40, первый в мире лайнер на реактивной тяге для местных линий, построенный на Саратовском авиационном заводе. Вскоре новый самолёт стали покупать у нас многие страны мира.

В декабре 1972 года на Московской международной выставке "Станки-72" созданный на саратовском заводе тяжёлых зуборезных станков полуавтомат модели 527В удостоен золотой медали.

В марте 1976 года за высокий научно-технический уровень разработок институту ГипроНИИгаз вручён диплом выставки "Интербытмаш-76". В Англии, Франции и Италии запатентованы созданные институтом автоматика зажигания и контроля горения, горелка для сжигания сжиженного газа.

В апреле 1977 года ионно-лучевая установка специализированного типа "Везувий-3", изготовленная Саратовским заводом электронного машиностроения, получила золотую медаль на весенней Лейпцигской ярмарке-77. Это — четвёртое серийное изделие предприятия, удостоенное такой высокой награды.

В 1978 году на саратовском станкостроительном заводе освоено производство десяти новых моделей высокочастотных станков, предназначенных для КамАЗа, ВАЗа и других предприятий автотракторной промышленности. Впервые в мире создан алмазно-эрозионный станок для шлифования отверстий в деталях из твёрдых и магнитных сплавов.

Приволжское книжное издательство в декабре 1979 года награждено медалью за активное участие во второй Московской международной книжной выставке-ярмарке. Книги из 75 стран экспонировались в те дни в Москве. Наше издательство предложило на обозрение сувенирные издания. Продукция саратовских предприятий стала желанной на всех континентах. У нас охотно закупали троллейбусы, изготовленные в Энгельсе, холодильники (СЭПО), цемент Вольский, стекло, произведённое на заводе технического стекла. Ныне менеджеры "Саратовстекла" (так теперь называется завод техстекла) придумали довольно-таки удачный слоган — "В нашем стекле отражается вся Россия". В 1970-е годы в саратовском стекле отражалась не только страна: из нашего стекла, к примеру, были возведены стены павильона СССР на Всемирной выставке в Монреале, здание СЭВ в Москве, Кремлёвский Дворец съездов.

Да что там весь мир! Сделанное руками наших земляков поднялось не только до космических высот (на спутниках и космических кораблях были установлены приборы и агрегаты, созданные на саратовских заводах военно-промышленного комплекса), но и достигло Луны: приборы для советских луноходов разрабатывались и собирались на энгельсском приборостроительном заводе "Сигнал".

Достичь такого высокого уровня мог только город-учёный, каковым и являлся в те годы наш Саратов. Одиннадцать высших учебных заведений готовили высококлассных специалистов для многих отраслей народного хозяйства, для социальной сферы. Со всех концов страны ехали молодые люди в Саратов, чтобы получить прочные знания в медицинском, юридическом, экономическом, педагогическом, политехническом вузах. Старейший в Поволжье университет имел восемь факультетов. 54 тысячи студентов вузов — вряд ли какой-либо другой не столичный город мог похвастать таким числом учащихся в вузах. 4500 докторов и кандидатов наук работали в университете, в институтах, в научно-исследовательских учреждениях. В Саратове были созданы пять академических учреждений по актуальным отраслям знаний: биохимии и физиологии растений и микроорганизмов АН СССР, филиал института радиотехники и электроники АН СССР, социально-экономических проблем развития аграрно-промышленного комплекса АН СССР, СКБ института радиотехники и электроники АН СССР. На базе этих подразделений впоследствии был образован Саратовский научный центр АН СССР.

Стабильность. Пожалуй, этим словом можно охарактеризовать жизнь страны в те годы. Частичкой огромной Родины была наша область. Советские люди знали: что бы ни случилось, страна не оставит в беде своих граждан. Когда-то неурожай в наших засушливых степях означал голод. В 1972 и 1975 годах у нас случилась жесточайшая засуха, погорел хлеб. Однако голода не было: привезли муку из других регионов страны, купили за рубежом.

В 1975 году завезли из Польши картофель. Вместе с ним проник в наши края и колорадский жук, ставший бичом для огородников.

А два года— 1973 и 1978 — выдались на редкость урожайными. В 1973 году за сбор высокого урожая Саратовская область была удостоена высшей награды страны — ордена Ленина.

Не хлебом единым жив человек... К символам Саратова вместе с калачом по праву мы относим и саратовскую озорную гармонику с колокольчиками. Не случайно на открывшуюся в январе 1977 года в польском городе Катовице выставку достижений советской науки и техники от Саратова коллектив цеха по изготовлению гармоней фабрики музыкальных инструментов послал именно эту сладкоголосую певунью. А концерты различных ансамблей, от детских до взрослых, профессиональных, прошли во многих городах мира.

Много гастролировали и наши театральные коллективы. В те годы звания "академический" удостоены театр оперы и балета и драматический, а руководитель театра юного зрителя Юрий Петрович Киселёв стал народным артистом СССР. Оперный и драматический театры показывали свои работы на сценах столичных театров, а ТЮЗ ездил на гастроли в Париж.

Главный архитектор Саратова Ю.Менякин у плана города
Куда бы ни забрасывала судьба артистов, они всегда спешили домой, к своему родному зрителю. Так получилось, что именно в 1970-е годы построены вновь или реконструированы "ворота города" — автовокзал, железнодорожный вокзал и аэровокзал (речной вокзал построен немного ранее, в 1968 году). Менялась архитектура города, увы, не всегда в лучшую сторону. Сносились старинные особняки, а на их месте возводились безликие девятиэтажные типовые коробки. Известный фильм "С лёгким паром", вышедший на экраны страны в середине 1970-х, можно было бы снимать и в Саратове...

Продолжились начатые в 1960-х юбилейные торжества. Мы отметили 50-летие СССР, 60-летие Октябрьской революции, принятие новой Конституции... К торжествам можно отнести и два съезда КПСС — XXIV и XXV. Под длинные речи государственных мужей и под бурные, продолжительные аплодисменты казалось, что такой размеренный, поступательный шаг из социализма в коммунизм будет продолжаться бесконечно долго. Как-то не ощущалось, что мы накануне грандиозных событий мирового масштаба. А до них оставались считанные годы.

Хронология
Использованные материалы:
- Живописная губерния. Саратов, 2000.