География История Экономика Образование Культура Личности

Александро-Невский кафедральный собор


Через четыре года после открытия Саратовского наместничества, в 1785 году, Екатерина II поддержала пожелания саратовцев построить в городе новый собор и пожертвовала на его возведение 15 тысяч рублей. Отсутствие проекта долго не позволяло приступить к строительству. Лишь в 1809 году главный губернский архитектор Василий Иванович Суранов спроектировал пятикупольный храм, с одинаковыми фасадами со всех четырех сторон. В августе 1808 года проектные чертежи поступили в строительный комитет Министерства внутренних дел. Здесь проект был отдан на заключение архитектору Луиджи Руску, которого еще в 1783 году пригласил в Петербург известный зодчий Джакомо Кваренги. Первоначально Руска работал каменных дел мастером, а позднее — в строительном комитете. Составленный Сурановым план собора Луиджи Руска признал грамотным, но несколько архаичным. И сделал свой проект. Однако ни одно из поступивших архитектурных решений собора утверждено не было.

По распоряжению царя Александра I дальнейшая работа над проектом была поручена известному русскому архитектору В.П. Стасову (1769-1848), чьи постройки украшали Петербург и другие города. Но Отечественная война 1812 года отодвинула на некоторое время эту работу. Проект был завершен в июле 1814 года с учетом пожеланий саратовцев, желавших посвятить главный городской собор памяти саратовских ополченцев, участвовавших в заграничном походе русской армии. 26 августа, "в достопамятный день Бородинской битвы", проект Стасова был Высочайше утвержден. Композиция храма - простой кубический объем, завершенный плоским куполом, по образцу античных храмов, - полностью отвечала его мемориальному назначению. Вот что писал сам мастер в своем рабочем отчете: "1817 г. - в Саратове собор по подражанию древних в России соборов - форма его вообще образует куб в 14 сажен. Своды и купол поддерживают 4 колонны по пропорции Трояновой, а предназначение витой их поверхности для изображения священной истории... Церковь освещается сверху баковых портиков". Но к проекту не было сметы, и ее пришлось составлять В.И. Суранову. Наконец приготовлена “Смета на построение в губернском городе Саратове каменного собора по Высочайше апробированному сего 1814 года августа в 26 день плану. Сколько и каких потребно материалов и что следует заплатить за работы, значит под сим. Учинена декабря 30 дня 1814 года”.

Проект соборной церкви для Саратова привез из Петербурга губернатор А.Д. Панчулидзев в феврале следующего года. Он обратился с призывом ко всем сословиям Саратовской губернии помочь своими средствами осуществить строительство собора.

Храм заложили 30 августа 1815 года в день тезоименитства Александра I при большом стечении народа. В.И. Суранов прекрасно видел недостатки стасовского проекта и предупреждал, что строить собор по петербургскому плану небезопасно: слишком тонки были четыре каменных столба-колонны, которые могли не выдержать тяжести массивного каменного купола. Однако переделать что-либо в “высочайше утвержденном” плане он не мог. Но изъяны плана были столь очевидны, что местные власти все же решились хлопотать об исправлении соответствующих частей плана, понимая, что ответ будет не скоро, а то и совсем не придет. К весне 1822 года саратовский собор был вчерне готов. Утром 24 апреля, когда рабочие завтракали недалеко от стройки, раздался сильный треск и грохот. Вот что пишет очевидец событий: "Работы наружные почти были уже окончены, оставалась только внутренняя отделка; но 24 апреля 1824 года в 8 часов утра купол его (собора) упал; рабочие были оглушены внезапным шумом и треском, но никто из них не был убит. Падение произошло оттого, что стены не могли выдержать купола, который был возведен каменный...". К счастью, обошлось без человеческих жертв. Суеверные саратовцы пророчески сочли это дурным предзнаменованием.

В падении купола был обвинен Суранов. Позднее чиновник К.И. Попов писал в своих воспоминаниях: “Бывший тогда помощником губернского архитектора Петров оспаривал заведывавшего постройкой губернского архитектора Суранова и говорил, что купол должен упасть, что тяжесть его стены не выдержат; но на это не было обращено внимания. После этого вскоре Петров заступил место Суранова”. Обвинять в крушении купола Суранова несправедливо, ибо он за четыре года до случившегося умер от водянки (тогда собор был выстроен только наполовину). 20 февраля 1819 года вместо умершего Суранова губернским архитектором назначается его ученик Григорий Васильевич Петров, который и закончил строительство собора.

Восстановительные работы начались следующей весной. К осени 1825 года храм был отделан как внутри, так и снаружи. 26 марта 1826 года был торжественно освящен главный престол собора – во имя Святого князя Александра Невского. Собор удался - радовал совершенством форм, богатством отделки, торжественностью интерьера. Достойно отвечал он и главной своей функции - мемориального здания. Лаконичные шестиколонные портики дорического ордера окружали его с трех сторон, полукруглый выступ четвертой – апсида - также был обрамлен колоннадой. Фриз, украшенный барельефными изображениями ратников-ополченцев, непрерывной полосой опоясывал куб постройки.

Для завершения ансамбля Ново-Соборной площади (ныне площадь им. Чернышевского) потребовалось возвести колокольню. И на этот раз саратовский проект в Санкт-Петербурге утвержден не был. Видимо, опять обратились к Стасову, и в 1836 году колокольню стали строить по его плану. Возведение колокольни завершилось только в 1842 году.

Храм, созданный волею обстоятельств как памятник Отечественной войны 1812 года, "в память счастливого окончания французской войны и саратовского ополчения", стал пантеоном воинской славы. Не случайно и его гордое имя.

Сюда в 1856 году были переданы 14 знамен дружин саратовского ополчения, сформированного в Крымскую кампанию 1853-1856 годов.

Ясный, весомый образ Александро-Невского кафедрального собора - воплощение эстетики и опыта русского ампира - производил сильное впечатление на современников, был для них примером архитектурной гармонии. Но в середине 30-х годов ХХ столетия тогдашние городские власти постановили собор разобрать, а кирпич употребить на новое строительство. Однако стены не поддавались разборке, и только взрывы превратили это значительное сооружение в развалины. На площади, где возвышался собор, был построен стадион "Динамо". Наверное, идея казалась кому-то очень современной: на обломках собора устроить стадион - прибежище культуры, хотя бы и физической. Никто не вспомнил о том, как, почему, в честь чего поднялся когда-то на площади храм-памятник, никто не увидел в нем высокое произведение архитектуры и монументального искусства. А если даже кто-то вспомнил и увидел, разве мог он это доказать слепому ретивцу? Тогда, случалось, и близкие люди говорили словно на разных языках. Какой же удар (нет, плевок!) патриотическим чувствам горожан, исторической памяти был нанесен!

Нельзя этого забыть, наоборот, - каждому саратовцу необходимо знать об этом. А памятник (в любом виде - обелиск, стела, скульптура, павильон или что-то другое) должен быть восстановлен нами. Средства? В свое время затраты на возведение Александро-Невского собора составили 221 813 царских рублей и 70 копеек. Другими словами, собор обошелся нашим предкам приблизительно в 270 килограммов золота. С учетом изменившихся производительных сил общества и цены на золото возрождение собора обойдется, видимо, значительно дешевле. При условии безусловно честного отношения к святому делу. А по совести говоря, восстановление главного городского собора – вопрос не столько финансовый, сколько нравственный. Так или иначе, но кощунственная ошибка должна быть исправлена. Этого требует История.

Использованные материалы:
- Иванов А. Александро-Невский собор. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.
- Мелодия Саратова. - Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1995.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.