|
|||||||||||||
Федотов Г.П. Как бы ни оценивать силы борющихся сторон, ясно одно. Сейчас происходит отчаянная борьба за душу России и ее духовную судьбу. Сколько праведников спасают Содом? Кто сочтет? В руках архангела повисли весы над бездной, и чашка их колеблется под тяжестью бедных человеческих душ. Какое слово может быть религиозно-действенно, может помочь спасительному выходу из кризиса? Только одно: вечное слово о покаяния” Эта цитата принадлежит философу Георгию Федотову. Совесть, Вера, Культура, Будущее, Душа России — эти понятия и святыни постигал в их сложном взаимодействии и взаимопроникновении крупнейший мыслитель XX века, философ, историк, публицист Георгий Петрович Федотов (1886—1951). Через сорок лет после его смерти труды ученого, изданные за рубежом, возвращаются на родину. И восхищают нас глубиной и оригинальностью суждений, огромным фактическим материалом, блеском стиля. Больше того, они органично и активно включаются в сегодняшние споры, полемики, дискуссии, они созвучны нашим поискам выхода из кризиса экономического и нравственного. Это признак высокого научного и провидческого таланта. Во всех работах Федотова четко прослеживается мысль: берегите душу — России, человека. Даже в самых острых, негодующих его статьях сквозит вера в добро и очищение от скверны, вера в гуманные силы и мощь безмерно любимой России. Строки Федотова об “отце народов” были не только гневными и талантливыми, но и мужественными. Он не думал о своей безопасности, он верил, что страстный голос услышат в России и это поможет возрождению родины. Федотов всегда был с Россией. Он — эмигрант — ощущал себя той соломинкой, которая может переломить хребет перегруженной сталинской лошади. Саратовцы должны гордиться, что биография этого патриота, гуманиста, мыслителя связана с их городом. В Государственном архиве Саратовской области хранится метрическая книга саратовской церкви Рождества Богородицы за 1886 год. В ней — актовая запись о крещении 19 октября младенца Георгия, родившегося 1 октября в семье надворного советника Петра Ивановича Федотова и Елизаветы Андреевны. Восприемниками были действительный статский советник Павел Моисеевич Иванов и жена саратовского губернатора Мария Николаевна Зубова. Неудивительно, что крестной матерью была госпожа губернаторша. Петр Иванович служил правителем дел канцелярии губернатора. Когда Георгию исполнилось три года, семья переехала на родину отца — в Воронеж. Здесь будущий философ обучался в гимназии. После смерти отца в связи со сложным материальным положением Георгий был вынужден перейти в интернат гимназии. В Воронеже Федотов увлекся гуманитарными науками, особенно философией, зачитывался статьями Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Взгляды революционных демократов оказались ему близки и понятны. После окончания гимназического курса в 1904 году Георгий поступает в Петербургский технологический институт. В 1905 году после смерти Петра Ивановича Федотова семья вернулась в Саратов. Сюда приезжал Георгий Федотов из Петербурга на каникулы. Здесь, в Саратове, Федотов встретил первую русскую революцию будучи членом РСДРП. 24 августа 1905 года он был арестован на сходке представителей всех кружков Саратовского комитета РСДРП и заключен в Саратовскую тюрьму. На его квартире был произведен обыск. “Ничего преступного или относящегося к делу” обнаружить не удалось, — и Георгий был освобожден из-под стражи. Справка из дел Саратовского жандармского управления: С января 1906 года фамилия Федотова постоянно встречается в сводках наружного наблюдения, жандармских донесения, сводках, рапортах. Филеры почему-то присвоили ему кличку “Сухорукий”. 24 января 1906 года в Народной аудитории (ныне областная научная библиотека) конституционно-демократической партией проводилось собрание, на котором присутствовало около 600 человек — рабочие и интеллигенты. Среди других ораторов выступал и Федотов. С первых чисел апреля Саратовская организация РСДРП развернула работу по подготовке празднования 1 Мая. Сообщая об этом в департамент полиции, начальник Саратовского охранного отделения называет девять человек, которые, по его мнению, “особо энергичную деятельность в этом направлении высказали”, среди них и студент Георгий Федотов. Растет популярность Г. Федотова как оратора. Практически он выступал на всех митингах и собраниях, которые провели местные социал-демократы. Растет и его авторитет в Саратовской организации РСДРП. В июле 1906 года он в числе двадцати кандидатов выдвигается в новый состав общегородского комитета этой организации. По итогам голосования в комитет вошло 8 человек, среди них Федотов, за которого проголосовало 98 человек при 3 голосах против. В ночь с 8 на 9 июля Федотов, как один из 28 “главных активных деятелей организации социал-демократов”, был арестован. 12 июля из департамента полиции саратовскому губернатору было направлено сообщение, что в особом совещании рассмотрен вопрос о находящихся в Саратовской тюрьме тринадцати обвиняемых в революционной деятельности. В отношении Федотова постановлено: выслать на два года под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию, считая срок с 7 июля 1906 года. Но ссылка в Архангельскую губернию заменяется высылкой за границу. Г. Федотов выбирает Германию. В течение 1906—1908 годов он изучает историю в Берлинском и Йенском университетах Германии, а, вернувшись осенью 1908 года в Россию, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Некоторые исследователи утверждают, что с этого периода он прекратил революционную работу. Это не так. По возвращении Федотова в Россию, согласно циркуляру департамента полиции от 9 июня 1908 года №151005/23 за ним было установлено негласное наблюдение. В декабре этого же года Г. Федотов вновь появился в родном городе, постоянно осуществляя связь между Саратовской и Петербургской организациями РСДРП. начальнику Санкт-Петербургского губернского жандармского управления о пребывании в Саратове Г.И. Оппокова к Г.П. Федотова 17 января 1909 года Оба известны были вверенному мне отделению как активные деятели сначала местной организации РСДРП, где занимали видное положение, и в настоящее время, по агентурным сведениям, Федотов состоит членом С.-Петербургской организации, а Георгий Оппоков — членом С.-Петербургского комитета названной партии, в минувшем году Оппоков, проживая в Москве, был членом Московского комитета партии. Проживая на Рождестве минувшего года в Саратове, оба названные лица входили в ближайшие деловые отношения с местной организацией РСДРП по организационным вопросам и по вопросу о передаче части денег, собираемых в Саратове на студенческих концертах и поступающих негласно в распоряжение местной социал-демократической организации, — в пользу Центрального и Петербургского комитета партии на оборудование предложенного названными комитетами издания печатного органа большевистского характера. Федотову с этой целью передано от собранной на указанные цели суммы 40 рублей, которые он повез с собой для передачи в Центральный комитет или С.-Петербургский комитет партии” В донесение вкралась ошибка: Г. Федотов в то время был студентом Петербургского университета. Федотов успешно совмещает занятия историей в университете с революционной деятельностью. 16 мая 1909 года, начальник Саратовского губернского жандармского управления подписал постановление об аресте Георгия Федотова. Но 30 мая его освободили из-под стражи, так как в изъятых у него тетрадях, письмах, записках не нашлось достаточно материала для предъявления обвинения. Летом 1910 года он приехал на каникулы в Саратов, захватив с собой для распространения нелегальную литературу. 25 июня 1910 года в квартире Федотовых по адресу улица Константиновская,114 (ныне Советская) и их даче был произведен обыск, в результате которого обнаружено большое количество нелегальной литературы. Георгий во время обыска отсутствовал, поэтому избежал ареста, а его братья — студент Московского университета Борис и ученик 2-й Саратовской гимназии Николай — были арестованы: Но так как невиновность братьев была очевидна, оба вскоре были освобождены. 19 октября 1910 года саратовский губернатор разослал полицмейстерам и уездным исправникам предписание принять меры к розыску Георгия Федотова и в случае обнаружения арестовать и отправить в распоряжение архангельского губернатора. 26 июня 1912 года министр внутренних дел заменил “Федотову высылку в Архангельскую губернию водворением его на тот же срок в избранном им самим месте жительства”. 19 ноября того же года министр постановил прекратить переписку о Федотове, освободив его от гласного надзора полиции. “Его высокоблагородию ПРОШЕНИЕ Георгий Федотов”. Идет длительная переписка между Федотовым и Саратовским жандармским управлением. Но книги ему все-таки вернули. 25 сентября 1912 года Елизавета Андреевна Федотова получила “один тюк книг, писем и рукописей”, в том числе книги на немецком, итальянском, латинском языках, а также “две книги рукописные со стихотворениями, антикварные”. С осени 1914 года Федотов — приват-доцент Петербургского университета по кафедре истории средних веков и одновременно сотрудник отдела искусств публичной библиотеки. На первую мировую войну Федотова не взяли как “неблагонадежного”. Февральские события 1917 года Георгий Петрович воспринял с тревогой, увидев в них начало грядущих социальный потрясений. В 1937 году Федотов напишет: Но как забыть, что на рубеже новой исторической эпохи, на рубеже нового “тоталитарного” деспотизма, нависшего над миром, Февраль в последний раз развернул знамя свободы? Настанет время, — мы не знаем, близко ли оно, — когда растоптанный, униженный человек (ведь он, в конце концов, не термит, а бессмертный дух!) взбунтуется и потребует своих прав: уже не на пищу, не на спорт, не на зрелище, а на мысль, на свободу, на нравственную ответственность. Это первое пробуждение человека и будет “воскрешением Февраля — в России”. В 1917 году Г. Федотов стал членам религиозно-философского кружка, который сложился вокруг Александра Александровича Мейера (1875—1939). Имя этого самобытного христианского мыслителя сейчас практически забыто. В 1918 году членам кружка удалось выпустить два номера журнала “Свободные голоса” под редакцией и со статьями Федотова. Уже тогда ярко проявился публицистический, литературный талант Федотова. В статье “Лицо России” он писал: С уважением и восхищением пишет Федотов о мудрой народной душе, о музыке Глинки и Римского-Корсакова, о поэмах Пушкина и эпопеях Толстого, новгородской иконе, в которой таилось “живописное искусство дух захватывающей мощи”, и угличских церквах, “Слове о полку Игореве”, и “Житии протопопа Аввакума”, русских песнях, сказках, обрядах, о героизме русского солдата, о Радищеве и декабристах. Лицо России, по мнению Федотова, откроется только тогда, когда “будущее сомкнется с прошлым в живую нить”. В 1920—1922 годы Георгий Петрович — профессор Саратовского университета, ведет курс по истории западноевропейского средневековья. Работая в университете, он готовит исследование “О культуре гробниц в Меровинской Галлии”, несколько статей для словаря Брокгауза и Ефрона, переводит книгу Христиансена “Философия искусства”. B августе 1922 года произошло событие, сильно повлиявшее на развитие философии в стране и имевшее глубокие последствия не только для философской мысли, но и для всей духовной культуры России. Решением Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК из страны была выслана часть творческой и научной интеллигенции (161 человек). Были среди них и философы: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, П.А. Сорокин, Л.П. Карсавин и другие. 161 человек. Наверное, в количественном отношении это немного, но кто и когда измерял духовный и научный потенциал человеческой мысли. В письме к Ф.Э. Дзержинскому от 19 мая 1922 года В.И. Ленин писал: Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ. Мои отзывы о питерских двух изданиях: “Новая Россия” № 2. Закрыта питерскими товарищами. Не рано ли закрыта? Надо разослать ее членам Политбюро и обсудить внимательно. Кто такой ее редактор Лежнев? Из “Дня”? Нельзя ли о нем собрать сведения? Конечно, не все сотрудники этого журнала кандидаты на высылку за границу. Вот другое дело питерский журнал “Экономист”, изд. XI отдела Русского технического общества. Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В № 3 (только третьем!!! это nota bene!) напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все — законнейшие кандидаты на высылку за границу. Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов” изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу”. Сведения собрали. Писателей, ученых и прочих “профессоров” выслали, правда, тех, кого не успели расстрелять до этого. “Толковые” и “образованные” люди из ГПУ действительно выполняли свою работу аккуратно и добросовестно. В 1925 году вынужден был навсегда покинуть Россию Г.П. Федотов. За границей он возобновил преподавательскую деятельность: 1926—1940 годы — профессор Православного Богословского института в Париже, 1943—1951 годы — профессор Православной академии в Нью-Йорке. Там он создал свои главные научные труды о русской культуре и искусстве. Насилие, попрание человеческого достоинства, “социалистическое мещанство”, зверское удушение свободы — тот путь, которым пошел Октябрь, стал ненавистен Федотову, и он объявил ему войну. В социал-демократе, некогда увлеченном идеями революционного преобразования мира, победил гуманист, человек, свято верящий в добро и высшую духовность. 21 февраля 1937 года Федотов пишет статью, навеянную передовицей газеты “Правда”. Там был опубликован список имен, на которых, по мнению партии, должно покоиться национальное сознание советского человека: Пушкин, Лермонтов, Чернышевский, Толстой, Горький... “А почему нет Достоевского, Некрасова?” — недоумевает Федотов. Вершиной русской культуры в Стране Советов провозглашается ленинизм — самое передовое, самое научное учение, которое знала история человечества. О чем бы ни писал Федотов, он всегда был обеспокоен мыслями о гуманизме, совести, душе, свободе. Его манера письма — четкая, хлесткая, предельно откровенная, ироничная. Лучшие статьи Федотова — образец аргументации и объективности. Непонятые и неоцененные на Родине научные труды Георгия Петровича Федотова были изданы за границей. И именно в Нью-Йорке в 1986 году отмечали его столетний юбилей. Известность в России пришла намного позже. Разочаровавшись в какой бы то ни было власти, Федотов полностью отошел от политической философии и всецело посвятил себя изучению культуры Русской церкви, русского наследия. Именно тогда философ пришел к мысли, что русскому человеку, как никому другому, нужен Бог и нужна церковь. Гуманизм в наши дни—хрупкая вещь...
|