|
|||||||||||||
Народная аудитория В конце XIX века городская дума решила на пустыре на углу Александровской улицы (ныне ул. Горького) выстроить здание, где разместились бы аудитория для народных чтений и помещения для городской библиотеки. Для организации библиотеки дума пожертвовала полторы тысячи рублей и обещала впредь ежегодно выдавать на приобретение книг 200 рублей. Сто рублей на библиотеку “наскребло” саратовское дворянство. Городская библиотека была открыта 19 февраля 1831 года. Городская дума нашла для нее временный приют в мужской гимназии. Директор гимназии Я.А. Миллер просто запер книги в шкаф, дабы их не растащили. Почти четверть века библиотека находилась под замком и числилась только на бумаге. Затем библиотеку перевели в дом Дворянского собрания, а в 1856 году — в городскую думу. С этого времени она, благодаря стараниям городского головы Л.С. Масленникова, стала считаться городской публичной библиотекой. Через десять лет в библиотеке насчитывалось 650 книг и 50 названий периодических изданий. Ею пользовалось всего 50 человек. Работала она утром часа два и два раза в неделю по четыре часа вечером. В 1885 году библиотека перемещается в только что построенное здание Радищевского музея, где ей отводят три крохотные комнаты. Открыта она была с 10 до 18 часов. В год своего 60-летия публичная библиотека насчитывала 12817 томов. Подписчиков (как тогда называли читателей) было: платных 1519 человек (брали за чтение на дому 20 копеек с книги в месяц и рублевый залог), бесплатных 118 человек. В читальном зале бесплатно читали 1397 человек. По сведениям 1900 года наибольшим спросом пользовались сочинения В.И. Немировича-Данченко, в произведениях которого была показана жизнь русской интеллигенции, ее трагедия в условиях буржуазного общества (его книги выдавались 1066 раз). Граф Салиас, писавший исторические романы, был популярнее другого графа — Льва Толстого. Саратовцы знакомились с сочинениями Лермонтова, Пушкина, Грибоедова, Короленко, Фета. Из иностранных авторов самым популярным был польский писатель Генрик Сенкевич. Из журналов чаще всего читали “Русскую мысль”, “Вестник Европы” и менее всего — “Русскую старину”. В 1893 году архитектор А.М. Салько составляет проект здания публичной библиотеки с большим двусветным залом читальни. Однако проект в техническом отделе МВД не утвердили. Вопрос о постройке здания библиотеки не раз обсуждался в городской думе. Предложение соорудить библиотеку с большой аудиторией на городском бульваре Липки было отвергнуто; решено было вести строительство на углу улиц Московской и Александровской. Дума постановила провести конкурс на лучший проект здания библиотеки. В начале 1895 года в зале городской думы были выставлены семь поступивших на конкурс проектов. Новой, вполне в духе времени, была сама тема конкурса — Народная аудитория. Смелым, нетрадиционным оказался и проект-победитель. Комиссия отобрала проект под девизом “Волга”, автором которого оказался петербургский архитектор Н.М. Проскурин. Ему и была присуждена первая премия. Взлет фантазии помог петербургскому зодчему выиграть на пороге ХХ века конкурс проектов необычного дома, объединившего под общей крышей музей и кинозал, сцену и библиотеку. Нам, привыкшим к дворцам культуры, клубам, может показаться простой и даже тривиальной такая затея. Но тогда... Народные дома так же, как универмаги или вокзалы, олицетворяли день завтрашний, давали простор воображению, показывали зримый ход прогресса. Как же отразилась многофункциональность Народной аудитории на ее архитектуре? Прежде всего, архитектор пренебрег незыблемым принципом симметрии, изначальной правильности, заданности внешнего вида здания — пристройки и надстройки, выступы ризалитов, балконы и окна разбросаны, нагромождены “как попало”, на первый взгляд произвольно. Но присмотримся: все они группируются вокруг главных объемов — залов библиотеки и синематографа. Сложный внешний объем сооружения вырастает изнутри — из логики и смысла наполняющих его помещений. Сложный, но не сумбурный, многозначный, но не противоречивый... Все пытался учесть, предусмотреть, продумать и прочувствовать наперед талантливый архитектор. Результатом столь вдохновенного труда стала постройка рациональная, новаторская, умная, по праву, а не просто хронологически принадлежащая новому веку. А пока гласные думы вели споры да разговоры, городская публичная библиотека переместилась из Радищевского музея в дом графа А.Д. Нессельроде (ныне Дом ученых) на Московской улице. Наконец, 7 мая 1898 года состоялась закладка Народной аудитории и библиотеки. Осенью следующего года напряженное по композиции, динамичного силуэта, здание Народной аудитории решительно встало рядом с городским театром перед простором Театральной площади, и в нем разместилась библиотека. С самого начала мнение о здании разделилось: одни считали, что это самое смелое архитектурное сооружение города, поражающее своими красивыми ломаными линиями и разнообразными по величине и форме окнами; другие, раздраженные своей неспособностью понять и принять его эстетику, неверием в актуальность заложенной в нем идеи, непониманием его образа, утверждали, что два конца здания выстроены по разным проектам — отсюда сходство дома с двугорбым верблюдом... В спор вмешалась городская дума, при обсуждении гласный Г.Г. Дыбов заявил: выстроена не Народная аудитория, а какая-то мышеловка. Городской голова А.О. Немировский добавил, что построена аудитория на удивление нелепо и напоминает по форме... верблюда. А между тем с устройством электроосвещения библиотека развернула свою деятельность. В Народной аудитории стали проводиться общедоступные лекции по естествознанию и другим наукам, которые пользовались большой популярностью. В разные годы здесь выступали: Б.В. Зайковский — с рассказом о жизни человека в каменном веке, профессор И.В. Липаев — о русской народной музыке, музыкальном творчестве П.И. Чайковского, профессор В.Д. Зернов — об электрическом токе и другие. В 30-е годы XX века бывшая городская публичная библиотека превратилась в крупный областной научно-методический центр. Книжный фонд вырос до 2,5 миллиона изданий. Более 50 тысяч саратовцев пользуются услугами нынешней областной библиотеки. Рассказ был бы неполным, если не упомянуть такое важное событие, как открытие в октябре 1913 года сеансов “Разумного кинематографа” в Народной аудитории. Здесь показывали первоначально видовые и хроникальные фильмы для учащихся гимназий и училищ. Весь сбор шел на помощь бедным ученикам начальных училищ. Затем стали демонстрироваться и художественные картины, например, в феврале 1917 года шел фильм “Хижина дяди Тома”. В апреле 1918 года исполком Саратовского Совета принял решение о национализации всех театров, садов, кинематографов и других зрелищных предприятий. Был национализирован и “Разумный кинематограф”. С созданием акционерного общества “Пролеткино” кинематограф в Народной аудитории вошел в его систему и получил название “Первый общедоступный”. Его открытие состоялось 28 декабря 1923 года. Через два года кинотеатр перешел в подчинение добровольного “Общества друзей кино” и стал именоваться “Совкино № 1”. В нем устраивали показ и обсуждение лучших советских кинофильмов: “Броненосец Потемкин” С. Эйзенштейна, “Мать” В. Пудовкина... Спустя пять лет кинотеатр опять меняет название: “Энтузиаст”. Вскоре он оборудуется звуковой аппаратурой, и зрители смогли увидеть первые советские звуковые художественные фильмы: “Путевка в жизнь” и “Встречный”. В 1934 году в Саратове прошла волна переименования кинотеатров: “Культармеец” стал “Центральным”, “Совкино № 2” — “Рабочим” (сломан в 1989 году), “Новый идеал” — “Рот фронт” (ныне “Красный Октябрь”), а “Энтузиасту” присвоили имя “Ударник”. Кинотеатр “Ударник” был одним из популярных в городе. Однако в конце 90-х годов ХХ столетия кинотеатр был закрыт, и теперь здание выполняет ту функцию, которая закладывалась с момента начала его строительства. Здание Народной аудитории полностью отдано Областной научной библиотеке… А с первого взгляда — да, пожалуй, Народная аудитория напоминает немного двугорбого верблюда...
|