|
|||||||||||||
Троицкий собор В 1695 году на главной площади Саратова, Гостиной (ныне Музейной), был заложен ныне действующий православный Троицкий собор, являющийся древнейшим из сохранившихся зданий Саратова. Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами. Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем. Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов: саратовского — В.И. Суранова и тамбовского — Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был восстановлен и практически в неизменном виде, если не считать небольшие переделки фасада в начале нашего века, дожил до наших дней. В 1972-1976 годах по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова были проведены капитальные реставрационные работы. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа. Троицкий храм, как и прежде, является украшением центральной части города. Он является самой звонкой и чистой нотой в каменной симфонии Саратова.
Собор принадлежит к лучшим образцам московского или “нарышкинского” барокко. Этот стиль – лебединая песня древнерусского зодчества, переход к архитектуре нового времени, в которой доминирует светское, мирское начало, а красота становится синонимом богатства. В архитектуре Троицкого собора заложена традиционная форма композиции "восьмерик на четверике". Стены четверика гладкие, усиленные по углам лопатками. Верхняя часть храма — восьмерик — украшена более затейливо угловыми полуколонками и карнизами. Восьмерик с верхним ярусом окон в пышных наличниках несет на себе небольшой глухой барабан, с золотой маковкой и крестом. Сочетание красного фона с белым узором украшений создают сочную цветовую гамму. Подобных форм храмы в конце XVII-начале XVIII веков были возведены также в Москве и Подмосковье. Не исключено, что строила их одна артель мастеров — возможно, под руководством выдающегося русского зодчего Якова Бухвостова. Вероятно, что и саратовский Троицкий собор строился кем-то из мастеров его школы. Так или иначе, но это единственный в области памятник XVII века.
|