![]() |
|
||||||||||||
Дундук П.Ф.
Павел Дундук родился 29 августа 1890 года в Саратове в семье смотрителя Городского театра. Воспитанный в артистической среде, он с детства проявил интерес к художественному творчеству, много и увлеченно рисовал, постигал навыки изготовления бутафории для театральных спектаклей, которые он часто посещал. В 1904 году мальчика определили в Боголюбовское рисовальное училище. Четыре года под руководством известного скульптора Николая Петровича Волконского он получал уроки лепки и формовки. Павел Дундук был одним из любимых учеников Николая Петровича, которого привлекала настойчивость, терпеливость и верность выбранному делу своего студента. Вот почему даже после окончания училища ученик и учитель были связаны тесными узами дружбы.
Деятельность Павла Федоровича не ограничивалась только скульптурой. Он был также интересным мастером-карикатуристом. В годы гражданской войны работал в агитационном поезде с группой художников и писателей, где рисовал карикатуры на врагов революции. В период 20—30-х годов перо П.Ф. Дундука точно отражало внешние и внутренние события жизни нашей страны. Его работы были хорошо известны многим жителям Саратова, печатались в газетах “Саратовские известия”, “Поволжская правда”, “Коммунист”, журналах “Клещи”, “По заветам Ленина”. Откликнувшись на декрет Совета Народных Комиссаров “О памятниках республики”, П.Ф. Дундук сделал небольшой бюст Чернышевского – первый памятник революционеру-демократу в его родном городе. Одновременно с бюстом Чернышевского Павел Федорович делает бюст В.И. Ленина, который выставляется в витрине помещения профессионального союза художников, и памятник А.Н. Радищеву, установленный перед зданием художественного музея его имени. Открытие новых памятников было приурочено к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. 25 июля 1928 года газета “Беднота” так писала о памятнике Чернышевскому работы скульптора П.Ф. Дундука: В 1935 году, когда страна отмечала 18-ю годовщину со дня Великой Октябрьской социалистической революции, было решено создать новый памятник “Российскому Прометею”. Одновременно было решено: пока готовятся проекты, поставить к 18-й годовщине Октября временный памятник Н.Г. Чернышевскому и установить его около университетского городка на пересечении Астраханской и Ленинской улиц. За эту работу взялся Павел Федорович Дундук. Его маленькую полутемную мастерскую, расположенную на проспекте Кирова, часто посещала Н.М. Чернышевская. Она с интересом следила за работой скульптора, давала советы. Н.М. Чернышевская некоторое время даже позировала мастеру, пока он делал набросок головы Чернышевского. Готовый памятник представлял собой бюст Чернышевского, установленный на постаменте в форме шестигранного усеченного цилиндра с пятиступенчатым основанием. Скульптор изобразил Чернышевского в последний период его жизни. Бюст был сделан из недолговечного материала — бетона, на постаменте надпись: “Н.Г. Чернышевский 1828—1889 гг.”. Спустя некоторое время газета “Коммунист” писала: В 1939 году Павел Федорович создает свои последние большие работы. Это барельеф Чернышевского и памятник Ф.Э. Дзержинскому. В дни подготовки к празднованию 50-летия со дня смерти Н.Г. Чернышевского П.Ф. Дундук активно включился в работу, сделал пять рисунков-эскизов к скульптур ре “Н.Г. Чернышевский — революционер-просветитель”; саму скульптуру, изображающую Н.Г. Чернышевского в полный рост (на небольшом двухступенчатом постаменте), правая рука согнута в локте, левая опущенная вниз рука держит книгу “Что делать?”; настольный бюст Н.Г. Чернышевского (бронзированный гипс). Когда был объявлен конкурс на изготовление нового надгробного памятника и барельефа на обелиск, Павел Федорович также принял в нем активное участие. На конкурс было представлено несколько работ. После просмотра лучшим был признан проект П.Ф. Дундука. По технике изготовления барельеф автора был довольно прост: из папье-маше, покрашен бронзовой краской. 23 октября 1939 года газета “Молодой сталинец” писала: Сохранившиеся фотографии рассказывают об этом событии. Тысячи жителей нашего города — студенты, школьники, рабочие — собрались на кладбище у могилы Н.Г. Чернышевского. В два часа дня у импровизированной трибуны, сооруженной рядом с памятником, начался торжественный митинг. В президиуме были Н.М. Чернышевская, писатель К.А. Федин, скульптор П.Ф. Дундук. В 20-е годы большую работу по ликвидации разрухи на транспорте и дальнейшему его развитию проделали железнодорожники под руководством своего наркома Ф.Э. Дзержинского. После его смерти решено было на Привокзальной площади Саратова поставить ему памятник. Такой почетный и ответственный заказ поручили П.Ф. Дундуку. Он изобразил Ф.Э. Дзержинского в полный рост с поднятой в призывном жесте рукой. Памятник открыли 23 декабря 1939 года. Работа была сделана совместно с архитектором Д.В. Карповым. 23 мая 1965 года газета “Коммунист” писала: Это была последняя работа скульптора. К этому времени П.Ф. Дундук был тяжело болен и товарищи по работе обращаются с письмом в городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с просьбой о предоставлении ему путевки в санаторий. П.Ф. Дундук едет в Ялту, но живет там недолго. 16 января 1940 года Павла Федоровича не стало. Похоронен он на ялтинском кладбище. Судьба не балует талантливых людей. Даже после смерти они не сразу получают признание. Наш долг сохранить память о самобытном скульпторе Павле Федоровиче Дундуке, так много сделавшем для своего родного города. Жалко, что не сохранились все его работы. Но даже то, чем мы сейчас располагаем — скульптурные украшения на зданиях Крытого рынка, горисполкома, гостиницы “Волга”, пять эскизов к скульптуре “Н.Г. Чернышевский — революционер-просветитель”, бюст Н.Г. Чернышевского (хранятся в Доме-музее Н.Г. Чернышевского), скульптура “Н.Г. Чернышевский — просветитель” (в вестибюле 25-й школы имени Н.Г. Чернышевского), один из вариантов памятника Ф.Э. Дзержинскому (музей имени А.Н. Радищева), - интересное, ценное наследие, которое должны знать саратовцы, все, кто интересуется историей и культурой нашего города, так горячо любимого Павлом Федоровичем.
Партнер рубрики
|