География История Экономика Образование Культура Личности

Женская гимназия (филиал Радищевского музея)


"Женская гимназiя" – три четверти века красовалось на фризе этого дома. Открытое в 1914 году на Царицынской (ныне Первомайской) улице, неподалеку от Художественного музея им. А. Радищева, здание женской гимназии А.Д. Куфельд (потом 2-й женской министерской гимназии) – одна из четырех саратовских построек С.А. Каллистратова, выдержанных в духе неоклассицизма. Нисколько не умаляя достоинств ее собратьев, двух школ-дворцов и собственного особняка архитектора – ныне соответственно средние школы №2 (улица Мичурина,16) и №99 (улица Университетская,44); бывшая школа-интернат слепых детей (улица Вольская,30) – это здание полнее других выражало творческую манеру зодчего.

Неоклассика не была для Каллистратова единственным стилевым жанром. Много поездивший, повидавший, прошедший учебу в Швейцарии, он уверенно думал и говорил на разных архитектурных диалектах судя по таким образцам его творчества, как здание консерватории и гостиницы "Астория" в Саратове. Кроме того, стилевой плюрализм не осуждался в архитектуре того времени, был его (времени) естественным отражением. Неоклассицизм, который часто представляется скованным, вторичным по отношению к своему первоисточнику, чуть ли не банальным, предстает (как и в ряде других саратовских построек) свободным, свежим, даже размашистым. Новые материалы и конструкции, расширение типологии зданий, вековой опыт, более широкий арсенал приемов и средств проектировщиков, наконец, сильно укрупнившийся масштаб самого города – все эти факторы заметно трансформировали, ослабили классицистический канон.

В оформлении здания гимназии видно увлечение архитектора творчеством итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио, использование так называемого колоссального ордера. Правда, ордер уже не самодовлеет на фасаде. Центральный ризалит украшают шесть хорошо прорисованных колонн коринфского ордера, установленных на высоком первом этаже и поднимающихся на высоту двух верхних этажей, составляющие портик, завершенный треугольным фронтоном. Остальная плоскость фасада отделана полуколоннами ионического ордера. Умелое применение декоративных элементов, особенно венков и провисающих гирлянд, тонкие барельефы отделки и оригинальные панели, высокие окна оживляют фасад здания. Однако нарядность здания не перерастает в вычурность, некоторая строгость форм не оборачивается упрощенностью и сухостью.

Согласны с фасадом и интерьеры здания – они удобны, просторны, по-праздничному светлы.

Старому гимназическому корпусу повезло больше, чем многим другим, даже официально учтенным, памятникам зодчества. У него были бережливые, заботливые хозяева, не жалеющие сил и средств на ремонт. В то время, когда здесь размещалась Высшая партийная школа, были реконструированы (и довольно удачно) боковые крылья здания, в порядке содержались фасады и интерьеры.

Каково будет бывшей женской гимназии с новыми хозяевами покажет будущее…

Использованные материалы:
- Максимов Е. Забытый архитектор.//Саратовские вести по понедельникам, 2 августа 1999 г.
- Семенов В. В старину саратовскую. – Саратов: Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 1994.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.